Общее недоразвитие речи: симптомы и лечение

Содержание

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи: симптомы и лечение

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования.

Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи.

Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу – около 40%.

Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии.

В логопедии термины «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) используются для обозначения несформированности тех или иных структурных компонентов речевой системы при различных речевых расстройствах. ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии, афазии.

Классификация ОНР

По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:

  • неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
  • осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
  • грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития – «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Подробная характеристика речи детей с ОНР различных уровней будет рассмотрена ниже.

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна.

Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции.

Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен.

Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий.

Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения.

Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

https://www.youtube.com/watch?v=aP-fHtl_xQM

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия.

При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу.

Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д.

У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных.

Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений).

Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов.

Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении.

Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д.

В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом, педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.

При диагностике устной речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы. Обследование детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи – способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т. д.

Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения; согласования частей речи; построения предложения и пр.).

Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.

Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной алалией). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.

Коррекция ОНР

Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития.

Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления).

При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.

При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.

На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.

Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.

Обучение школьников с тяжелыми формами ОНР 1-2 уровня осуществляется в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при массовой школе; с ОНР 4 уровня – в обычных классах.

Прогноз и профилактика ОНР

Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). В настоящее время накоплен достаточный опыт успешного обучения и воспитания детей с различными уровнями речевого развития в специализированных («речевых») дошкольных и школьных учебных заведениях.

Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии). Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/onr

Общее недоразвитие речи – симптомы и лечение, фото и видео

  • Нарушение памяти
  • Нарушение концентрации внимания
  • Нарушение ведения умственной деятельности
  • Ограниченность запаса слов
  • Неправильное произношение звуков
  • Неспособность распознавать похожие звуки
  • Трудности с построением предложений
  • Лепет вместо слов
  • Трудности в соединении слов в фразы
  • Отсутствие интереса к познанию нового
  • Отсутствие понимания разницы между числами
  • Нарушение в построении слов
  • Расстройство логического изложения
  • Нерациональное применение предлогов и падежей

Общее недоразвитие речи – представляет собой целый комплекс симптомов, при котором происходит нарушение всех аспектов и сторон речевой системы, без какого-либо исключения. Это значит, что расстройства будут наблюдаться как с лексической, так и с фонетической и грамматичной стороны.

  • Этиология
  • Классификация
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение
  • Осложнения
  • Профилактика и прогноз

Подобная патология является полиэтиологической, на формирование которой влияет большое количество предрасполагающих факторов, связанных с внутриутробным развитием плода.

Симптоматика болезни будет отличаться в зависимости от степени тяжести. Всего существует четыре уровня недоразвития речи. Для того чтобы определить серьёзность заболевания, пациенту необходимо пройти логопедическое обследование.

Лечение основывается на консервативных методиках и подразумевает работу логопеда с ребёнком и родителей в домашних условиях.

Международная классификация заболеваний разделяет подобное расстройство на несколько недугов, отчего они имеют несколько значений. ОНР имеет код по МКБ-10 – F80-F89.

Причины болезни

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста является довольно распространённым недугом, встречающимся у 40% всех представителей такой возрастной категории.

Привести к подобному расстройству может несколько факторов:

  • внутриутробная гипоксия плода, которая приводит к поражению ЦНС;
  • конфликт резус-факторов крови матери и плода;
  • асфиксия плода во время рождения – такое состояние характеризуется недостатком кислорода и может привести к удушью или мнимой смерти;
  • получение ребёнком травм непосредственно во время родовой деятельности;
  • пристрастие беременной к вредным привычкам;
  • неблагоприятные условия труда или проживания представительниц женского пола в период вынашивания плода.

Подобные обстоятельства приводят к тому, что у ребёнка ещё во время внутриутробного развития происходят нарушения со стороны формирования органов и систем, в частности ЦНС. Такие процессы могут повлечь за собой появление широкого спектра функциональных патологий, среди которых и расстройства речевой деятельности.

Помимо этого, подобное расстройство может развиваться уже после появления младенца на свет. Способствовать этому могут:

  • частые острые заболевания различной этиологии;
  • наличие каких-либо хронических недугов;
  • перенесённые черепно-мозговые травмы.

Стоит отметить, что ОНР может возникать при таких недугах:

  • дизартрия;
  • ринолалия;
  • алалия;
  • афазия.

Помимо этого, на формирования речевых способностей влияет недостаточное внимание или нехватка эмоционального контакта малыша с родителями.

Общее недоразвитие речи

Классификация болезни

Существует четыре степени речевой недоразвитости:

  • ОНР 1 уровня – характеризуется полным отсутствием связной речи. В медицинской сфере такое состояние носит название «безречевые дети». Малыши общаются при помощи упрощённой речи или лепета, а также активно жестикулируют;
  • ОНР 2 уровня – наблюдается начальное развитие общей речи, но запас слов остаётся беден, а ребёнок допускает большое количество ошибок во время произношения слов. В таких случаях максимум, что может ребёнок – произнести простое предложение, которое будет состоять не более, чем из трёх слов;
  • недоразвитие речи 3 уровня – отличается тем, что дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно;
  • ОНР 4 уровня – самая лёгкая стадия недуга. Это объясняется тем, ребёнок разговаривает довольно хорошо, речь практически не отличается от сверстников. Тем не менее наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.

Кроме этого, клиницисты выделяют несколько групп данной болезни:

  • неосложненное ОНР – диагностируется у пациентов с незначительной патологией мозговой деятельности;
  • осложнённое ОНР – наблюдается при наличии какого-либо неврологического или психиатрического нарушения;
  • общее недоразвитие речи и задержка речевого развития – диагностируется у малышей патологиями тех отделов мозга, которые отвечают за речь.

Симптомы болезни

Характеристика детей с общим недоразвитием речи будет отличаться в зависимости от степени тяжести нарушения, присущей пациенту.

Однако несмотря на это, такие дети начинают произносить свои первые слова сравнительно поздно – в три или четыре года. Речь при этом практически непонятна окружающим и неправильно оформлена. Это становится причиной того, что у ребёнка начинает нарушаться вербальная деятельность, а иногда может наблюдаться:

  • нарушение памяти;
  • снижение умственной деятельности;
  • отсутствие интереса к познанию нового;
  • утрата внимания.

У пациентов с первым уровнем ОНР наблюдаются такие проявления:

  • вместо слов присутствует лепет, который дополняется большим количеством жестов и богатой мимикой;
  • общение осуществляется предложениями, состоящими из одного слова, смысл которых довольно трудно понять;
  • ограниченный запас слов;
  • нарушение в построении слов;
  • расстройство в произношении звуков;
  • ребёнок не может различать звуки.

Недоразвитие речи 2 степени характеризуется следующими нарушениями:

  • наблюдается воспроизведение фраз, состоящих не более чем из трёх слов;
  • словарный запас очень беден по сравнению с тем количеством слов, которые применяют сверстники ребёнка;
  • дети не в состоянии понять значения большого количества слов;
  • отсутствие понимания разницы между числами;
  • нерациональное применение предлогов и падежей;
  • звуки произносятся с множественными искажениями;
  • фонематическое восприятие сформировано в недостаточной степени;
  • неготовность ребёнка к звуковому анализу обращённой к нему речи.

Симптомы ОНР 2 уровня

Параметры ОНР третьего уровня:

  • наличие осознанной фразовой речи, но в ней основу составляют простые предложения;
  • затруднение с построением сложных фраз;
  • увеличенный запас применяемых слов, по сравнению с детьми с ОНР второй степени;
  • допущение ошибок с применением предлогов и согласованием различных частей речи;
  • незначительные отклонения в произношении и фонематическом восприятии.

Описание клинической картины общего недоразвития речи четвёртого уровня:

  • наличие специфических трудностей со звукопроизношением и повторением слов, в которых большое количество слогов;
  • уровень фонетического понимания понижен;
  • допущение ошибок во время словообразования;
  • широкий словарный запас;
  • расстройство логического изложения – незначительные детали выходят на первый план.

Диагностика

Выявление этого нарушения проводится путём общения логопеда с ребёнком.

Определение патологии и её степени тяжести состоит из:

  • определения возможностей устной речи – для уточнения уровня сформированности разных аспектов языковой системы. Такое диагностическое мероприятие начинается с изучения связной речи. Врач оценивает способность пациента к составлению рассказа по рисунку, пересказу услышанного или прочитанного, а также к составлению самостоятельного небольшого рассказа. Помимо этого, учитывается уровень грамматики и словарного запаса;
  • оценивания звукового аспекта речи – основывается на том, как ребёнок произносит те или иные звуки, на слоговой структуре и звуконаполняемости слов, которые произносит пациент. Не остаётся без внимания фонетическое восприятие, а также звуковой анализ.

В дополнение может понадобиться проведение диагностических методов оценивания слухоречевой памяти и иных психических процессов.

Во время диагностики не только выясняется степень тяжести ОНР, то также происходит дифференциация подобного недуга от ЗРР.

Лечение болезни

Лечение ОНР у детей

Поскольку каждая степень общего недоразвития формирования речи делится на несколько стадий, то, соответственно, терапия также будет отличаться.

Направления коррекции общего недоразвития речи у дошкольников:

  • недуг 1 уровня – активизация самостоятельной речи и развитие процессов понимания того, что говорят к ребёнку. Помимо этого, уделяется внимание мышлению и памяти. Обучение таких пациентов не ставит перед собой цели в достижении нормального фонетического оформления речи, но учитывается грамматическая часть;
  • ОНР второго уровня – выполняются работы не только над развитием речи, но и над пониманием произносимого. Терапия направлена на улучшение звукопроизношения, формирование осмысленных фраз и разъяснение грамматических и лексических тонкостей;
  • Заболевание 3 степени – осуществляется корректировка осознанной связной речи, усовершенствование сторон, связанных с грамматикой и лексикой, усвоение произношения звуков и фонетического понимания;
  • ОНР 4 уровня – терапия направлена на коррекцию возрастной речи для последующего беспроблемного обучения в общеобразовательных учреждениях.

Терапия детей с разной степенью тяжести подобного нарушения проводится в различных условиях:

  • ОНР 1 и 2 уровня – в специально предназначенных школах;
  • ОНР 3 уровня – в общеобразовательных учреждениях с условием коррекционного обучения;
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи – в общеобразовательных школах.

Осложнения

Игнорирование признаков подобного недуга может привести к таким последствиям:

  • полное отсутствие речи;
  • эмоциональная замкнутость ребёнка, который замечает, что он отличается от сверстников;
  • дальнейшие трудности в обучении, работе и других социальных сферах, которые будут наблюдаться уже у взрослых с нелеченым ОНР.

Профилактика и прогноз

Во избежание развития подобного недуга необходимо:

  • женщинам в период беременности отказаться от вредных привычек и уделять особое внимание своему здоровью;
  • родителям малышей своевременно лечить инфекционные недуги;
  • как можно больше времени уделять детям, не игнорировать их, а также заниматься их развитием и воспитанием.

Поскольку коррекционная работа, направленная на преодоление ОНР, занимает довольно много времени и является трудоёмким процессом, то лучше всего, если она будет начата как можно раньше – когда ребёнку исполнится три года. Только в этом случае можно добиться благоприятного прогноза.

Что делать?

Если Вы считаете, что у вас Общее недоразвитие речи и характерные для этого заболевания симптомы, то вам может помочь врач логопед.

Источник

Где купить лекарства дешевле

Актуальная цена в аптеках на лекарство сегодня. Посетите лучшие интернет-аптеки с быстрой доставкой:

Источник: https://novosti-mediciny.ru/obshhee-nedorazvitie-rechi-simptomy-i-lechenie/

Системное недоразвитие речи: симптомы, причины, лечение, отзывы

Любое отклонение, которое возникает в процессе развития, вызывает у родителей тревогу. Когда нарушаются речевые функции, ребенок не имеет возможности полноценно общаться с членами собственной семьи и окружающими людьми. В тяжелых случаях речь идет о такой патологии, как системное недоразвитие речи.

Рассмотрим подробнее данную патологию.

Общие характеристики

Недоразвитие речи системного характера – это комплексное нарушение функций речевого аппарата у ребенка, которое характеризуется несформированностью процессов говорения и принятия речевых сообщений.

При этом могут нарушаться следующие языковые элементы:

  1. Фонетика – некоторые звуки ребенок произносит неправильно.
  2. Лексика – ребенок не владеет тем объемом словарного запаса, который он должен был освоить на данный период своего развития.
  3. Грамматика – имеются нарушения при подборе падежных окончаний, при составлении предложений и пр.

Данную категорию отклонений составляют, как правило, нарушения, которые квалифицируют в существующих классификациях как общее недоразвитие речи, или моторная алалия.

Понятие “системное недоразвитие речи” введено Р. Е. Левиной и применяется при диагностике речевых функций детей, у которых наблюдается умственная отсталость.

Пациентам с органическими поражениями мозга, для которых характерно вторичное нарушение речи, логопеды чаще всего ставят подобный диагноз на фоне данного патологического состояния.

Детям с сохранным слухом и интеллектом ставится диагноз «общее недоразвитие речи».

Истинный диагноз может быть поставлен после того, как ребенок пройдет прием у трех специалистов: невролога, психолога и логопеда. Помимо этого подобный диагноз не ставят тем детям, которые не достигли пятилетнего возраста.

Причины развития патологии

Выделить основную причину возникновения системного недоразвития речи довольно непросто, поскольку зачастую значение имеет не один фактор, а целая их совокупность.

Основными такими факторами являются:

  • травмы головы, которые были получены ребенком в процессе родов или на первых годах жизни;
  • сложное течение беременности, и к данной категории причин относятся серьезные инфекционные заболевания в период вынашивания ребенка, употребление алкогольных напитков, курение, тяжелые инфекции хронического характера и прочее;
  • гипоксия плода;
  • неблагоприятная ситуация в семье – невнимательное и грубое отношение к ребенку, частые ссоры между родственниками, чересчур строгие методики воспитания и т.д.;
  • детские заболевания, к которым относятся астения, ДЦП, рахит, синдром Дауна, сложные патологии ЦНС.

В определенных случаях системное недоразвитие речи в легкой степени развивается в виде реакции на перенесенную бактериальную или вирусную инфекцию.

Как понять, что ребенок отстает в развитии, и заподозрить, что при этом имеет место задержка речевого, психического или интеллектуального развития еще перед тем, как ему исполнится пять лет?

Первоначальные тревожные признаки у детей с системным недоразвитием речи могут отмечаться еще на первом году жизни. Должны насторожить такие ситуации, когда в ответ на определенные слова, произносимые взрослыми, ребенок не пытается их воспроизвести.

В возрасте до полутора лет ребенок должен научиться имитировать звуки, произносимые окружающими людьми, а также указывать на предметы по их просьбе. Если этого не наблюдается, родителям необходимо задуматься. Следующим рубежом является двухлетний возраст. Здесь ребенку необходимо уметь выговаривать слова и даже словосочетания по своему желанию спонтанно.

В возрасте трех лет дети должны понимать приблизительно две трети того, что говорят взрослые, и наоборот, взрослые – ребенка. К четырем годам должен взаимно пониматься смысл абсолютно всех слов. В случаях когда этого не происходит, следует обратиться за консультацией специалиста.

В возрасте пяти лет, когда вопрос стоит о постановке такого диагноза, как системное нарушение речи, симптоматика может быть следующей:

  • речь ребенка остается невнятной, ее крайне трудно понять;
  • между экспрессивной и импрессивной речью не наблюдается согласованности – ребенок все понимает, однако самостоятельно высказаться не может.

Классификация

Данное нарушение имеет несколько степеней системного недоразвития речи:

  1. Легкая степень – недостаточный для определенного возраста словарный запас, нарушение в произношении звуков, неточность в применении косвенных падежей, предлогов, множественных чисел и прочих сложных моментов, дисграфия, недостаточное осознание причинно-следственных связей.
  2. Системное недоразвитие речи средней степени – сложности при восприятии чересчур длинных предложений, слов, которые употребляются в переносном значении. Также отмечаются трудности с построением смысловых линий при пересказе. Дети не умеют согласовывать род, число, падеж либо делают это с ошибками. У них недоразвитость фонематического слуха, слабая активная речь, бедный словарный запас, нарушена координация движений языка в процессе артикуляции.
  3. Системное недоразвитие речи тяжелой степени – восприятие сильно нарушено, отсутствует связная речь, наблюдаются нарушения мелкой моторики, писать и читать ребенок не может, или это дается ему с большим трудом, в словарном запасе имеется лишь несколько десятков слов, интонация монотонная, сила голоса снижена, отсутствует словообразование. При этом ребенок не может вести конструктивный диалог, так как с трудом отвечает даже на простые вопросы.

Постановка диагноза, а также выявление степени расстройства, которая наблюдаются у конкретного ребенка, осуществляется только специалистом, а не родителями, другими родственниками или учителями.

Иная классификация

Существует и другая классификация общего недоразвития. При этом:

  • 1-я степень – речь отсутствует.
  • 2-я степень системного недоразвития речи – имеются только начальные речевые элементы с большим объемом аграмматизма.
  • 3-я степень характеризуется тем, что ребенок может говорить фразы, однако смысловая и звуковая стороны отличаются недоразвитостью.
  • 4-я степень предполагает отдельные нарушения в виде остаточных расстройств в таких разделах, как фонетика, лексика, фонематика и грамматика.

Общее недоразвитие речи средней степени, к примеру, соответствует второму и третьему уровню данной классификации.

Уровни системного недоразвития речи мы рассмотрели.

Умственная отсталость

Такое патологическое явление, как системное недоразвитие речи в тяжелой степени при умственной отсталости, обусловлено следующими симптомами:

  • Развитие речевой системы значительно отстает от нормы.
  • Наблюдаются проблемы с памятью.
  • Имеются сложности при определении простых понятий и связей между ними;
  • Повышена двигательная активность.
  • Ребенок не может сосредоточиться.
  • Отсутствует осознанная воля.
  • Недоразвито или отсутствует мышление.

В случае системного недоразвития речи при умственной отсталости психоэмоциональные функции детей развиты неправильно, что негативно сказывается не только на общении, но и на иных необходимых социальных навыках.

Успех коррекционных мероприятий зависит от степени самих нарушений, а также от своевременности оказанной ребенку помощи специалистов. Цель родителей при этом состоит в том, чтобы вовремя отметить отклонения в речевом или интеллектуальном развитии и посетить с ребенком специалиста.

Системное недоразвитие экспрессивной речи

Расстройства экспрессивной речи – это общее недоразвитие речевых функций у детей на фоне достаточного умственного развития при понимании того, что говорят окружающие.

Данное расстройство проявляет себя малым словарным запасом, который не соответствует возрасту ребенка, трудностями при вербальном общении, недостаточной способностью с помощью слов выражать свое мнение.

Также для детей, которые имеют в той или иной степени выраженные расстройства экспрессивной речи, характерны трудности при изучении грамматических правил: ребенок не может согласовывать окончания слов, неадекватно употребляет предлоги, не может склонять существительные и прилагательные, не применяет союзы или использует их неправильно.

Стремление к общению

Несмотря на вышеописанные нарушения речевых функций, дети с подобными расстройствами стремятся к общению, используют невербальные реплики и жесты, чтобы донести до собеседника свою мысль.

Первые признаки расстройств экспрессивной речи можно заметить еще в младенческом возрасте. К двухлетнему возрасту дети с подобной патологией не употребляют слова, к трехлетнему – не составляют примитивные фразы, состоящие из нескольких слов.

Терапия и коррекция

При легкой и средней стадии расстройств прогноз, как правило, довольно положительный, при тяжелых формах патологии лечение более продолжительное и комплексное, однако оно также дает хорошие результаты.

Терапевтические мероприятия проводятся врачом-логопедом, если расстройства речи сопровождаются другими нарушениями. В работу также включаются психолог и прочие специалисты.

Занятия должны проходить в разных формах – как в виде постоянного повторения звуков, правил построения окончаний, слов, предложений и прочего, так и с применением прогрессивных современных методов, в ходе освоения которых дети учатся запоминать, задавать вопросы, понимать речь, осваивать значение определенных понятий, тренировать память, развивать моторику.

Интересная форма подачи материала, яркие картинки, благоприятная атмосфера в лечебном учреждении, где осуществляется коррекция, являются совокупностью компонентов, призванных помочь пациенту быстрее справиться с имеющимися нарушениями.

Как правило, в процесс общей терапии включаются и физические упражнения – дети не сидят неподвижно, а активно тренируют двигательный центр.

Серьезный подход

Системное недоразвитие речи – заболевание, при котором необходим серьезный подход. Не следует торопиться с определением ребенка на коррекцию первому попавшемуся врачу. При этом нужно обязательно изучить, есть ли у него положительный опыт работы с такими детьми, а также способность устанавливать психологические связи со “сложными” пациентами.

Коррекционные методики включают не только психотерапию и проведение специальных упражнений, часто расстройства возникают вследствие неправильного подхода к организации воспитательного процесса, поэтому приходится корректировать и его.

Отзывы

О данном заболевании у взрослых и детей на медицинских сайтах имеется большое количество самых разнообразных отзывов.

Пациенты и родители детей, страдающих данной патологией, говорят, что подобное нарушение весьма успешно лечится при помощи различных неврологических препаратов, а также медикаментозных средств, которые способствуют нормализации мозгового кровообращения.

Кроме того, они отмечают, что крайне важно при этом не только использовать лекарства, но и проводить специальные приемы коррекции таких нарушений, которые осуществляют врачи-логопеды в медицинских учреждениях.

Источник: http://fb.ru/article/406947/sistemnoe-nedorazvitie-rechi-simptomyi-prichinyi-lechenie-otzyivyi

Онр — общее недоразвитие речи: уровни, причины, симптомы, лечение и коррекция

Казалось бы, буквально вчера вы забирали из роддома крохотный беззащитный кулек с тихонько попискивающим младенцем. Позади остались первые именины, родня с нетерпением ждет, каким будет первое словечко, произнесенное крохой.

Но карапуз откладывает торжественный момент, заставляя родителей терзаться и переживать. Или же малютка, которому пора в школу, еще лепечет столь неразборчиво, что даже мама подчас ничего не понимает.

Что же такое – общее недоразвитие речи (ОНР) и как с ним совладать?

Под ОНР подразумевается совокупность расстройств речи во всех их проявлениях:

  • фонетическом – неверно произносятся звуки (как отдельные, так и вместе);
  • лексическом – беден словарный запас, затруднено понимание окружающих и выражение собственных умозаключений;
  • грамматическом – предложения несогласованны по форме или чрезмерно отрывисты, будто адаптированы для телеграфа.

Мышление у детей с диагнозом ОНР развито на аналогичном уровне относительно сверстников. Также не наблюдается ни глухота, ни частичная потеря слуха.

Причины

Стоит понимать, что степень тяжести расстройства напрямую зависит от этиологии заболевания. Предпосылки возникновения неприятных особенностей речевого развития:

  • Внутриутробные пороки формирования плода
  • Гипоксия и проблемы в родовой деятельности
  • Сильные ЧМТ и органические повреждения мозга
  • Социальная депривация
  • Недостаток внимания родителей, взаимодействий с ними (преимущественно до трехлетнего возраста).

Классификация

Классификация ОНР в зависимости от происхождения выглядит так:

  1. Неосложненное, или слабое – в случае недостаточного взаимодействия с обществом, слабом тонусе лицевых мышц, индивидуальными особенностями.
  2. Осложненное, или средней тяжести – при гидроцефальном синдроме, повышенном внутричерепном давлении и других неврологических отклонениях).
  3. Грубое, или тяжелое – если мозг пострадал из-за инфекций, травм, опухолей и причин аналогичной степени воздействия.

Напрямую связывают ОНР с уровнями речевого развития детишек.

1 уровень

ОНР 1 степени характеризуется следующими особенностями:

  • Способности к речи слабо развиты или отсутствуют.
  • Мысли, преимущественно, выражаются за счет жестикуляции и мимики.
  • Детки что-то лопочут, но постоянных и конкретных словесных конструкций разобрать невозможно.
  • В обиходе только простейшие звукосочетания («ма», «ня», «дя», «ба»).
  • Артикуляционные навыки низкие, присутствуют только в зачаточном состоянии.
  • Действие синонимично предмету, используемому для его выполнения («бая-бая» — кроватка или другое привычное место для сна). Возможна и обратная ситуация («ня-ня-ням» означает любое наименование пищи, попавшей в поле зрения).

Не стоит полагать, что раз ребенок не способен говорить, он ничего не понимает. В маленькой головке уже хранятся необходимые знания об окружающем мире, просто они не находят проявления в устной форме.

2 уровень

Сиптоматика ОНР 2 уровня отличается:

  • Затруднено восприятие неполных предложений, фраз с обратным порядком слов («ходил я по лесу гулять»).
  • Словарный запас возрастает, но по-прежнему ограничен.
  • Появляются короткие предложения («Мама, дай», «папа, на»).
  • Слова подменяются смысловыми двойниками.
  • Речевые конструкции грамматически несогласованны («Киса бегал», «папа ушла»).
  • Речь в телеграфном стиле: выпускаются или заменяют друг друга предлоги, частицы, союзы.
  • Слоги могут менять порядок («сокаба» вместо «собака»), подменяться более простыми для произношения («сыска» — «шишка», «паваход» — «параход»).

3 уровень

ОНР 3 уровня отличается довольно корректным выражением своих мыслей и эмоций. При ОНР 3 уровня окружающие способны понимать кроху, однако порой поправляют или переспрашивают его.
Характеристика ОНР данного вида:

  • Используются длинные, но простые предложения.
  • Сложносочиненные и сложноподчиненные возникают, но, скорее, в порядке исключения.
  • Временами появляются ошибки с пониманием пассивного залога, деепричастных и причастных оборотов («корабль, управляемый капитаном»).
  • Путаница с шипящими звуками («саска», а не «шашка»).
  • «Теряющиеся» слоги, буковки («шина» — «машина», «анан» — «банан»).
  • Конструирование словоформ представляет собой непосильное задание.
  • Затруднена письменная речь, отсутствует навык скорого чтения.

4 уровень

В отличие от 2 и 3-го, 4 уровень ОНР – это нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Часто родители даже не подозревают о заболевании, списывая происходящее на банальные ошибки из-за невнимательности:

  • Непонимание идиоматических выражений
  • Ошибочное изменение словоформы.
  • Перескакивание с мысли на мысль.
  • Легкий уход от изначальной темы высказывания, при этом восстановить логическую цепочку малышу бывает не под силу.

Следует непременно учитывать возрастные графики развития. Так, если трудности испытывает годовалый или двхгодовалый карапузик, тревоги абсолютно напрасны. При этом, аналогичные затруднения у первоклассника требуют немедленной консультации специалиста.

Симптоматика

На основании клинических наблюдений были отмечены следующие особенности детей с ОНР:

  • Запаздывают первые слова
  • Дискоординация движений
  • Плоха и кратковременная, и долговременная память
  • Неловкость, неуклюжесть
  • Нарушено формирование логических связей
  • Слабая концентрация внимания
  • Несформированная мелкая моторика

Диагностика

Диагностика ОНР состоит из таких этапов:

  1. Составление сказки по картинкам.
  2. Разговор с логопедом, где анализируется общая грамотность.
  3. Тесты на объем словаря ребенка.
  4. Исследование памяти на последовательностях из серии несвязанных между собой изображений.

С диагнозом ОНР 3 уровня и выше ребенку предстоит учеба в специализированных классах или учереждениях. В случае с 4-м постановка окончательного диагноза ложится на плечи врача-логопеда. Такие детки посещают обычные школы.

В видеоролике логопед Татьяна Логвиненко рассказывает, почему не стоит пугаться диагноза ОНР и чем он может помочь ребенку и его родителям.

Логопед Ольга Бажина, эксперт нашего сайта, подготовила психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи:

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Лечение

Используется вспомогательная медикаментозная терапия:

  • Пантогам
  • Витаминный курс
  • Фенибут
  • Кортексин
  • Глицин
  • Энцефабол.

Самостоятельное назначение лекарств – дело опасное. Но куда худшим выбором будет отказ от приема средств, назначенных врачом.

Опытный невролог поможет медикаментозно поддержать мозговую активность, чтобы занятия были эффективны.

Коррекция

Для обучения грамоте детей с ОНР первостепенной задачей является преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи, а также стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания. Если удалить основное препятствие, успеваемость непременно возрастет.

Коррекция ОНР производится посредством проведения курса упражнений:

  • Крохе завязывают глаза или отворачивают, прячут что-нибудь со стола. Задача – найти спрятанный предмет и верно назвать его.
  • Заучивать стишки и потешки наизусть.
  • Показать вещь в книжке с картинками.
  • «Съедобное-несъедобное»: кидается мяч, произносятся наименования еды вперемешку с другими словами. Если названный объект съедобен – мяч ловится, иначе откидывается назад.
  • Складывать в ящичек предметы определенного типа: все квадраты, всё зеленое, игрушки в форме животных и т.д.
  • Изображение диких зверей с проговариванием их свойств. «Покажи зайчика. Он скачет вот так – прыг-скок. У зайки длинные уши – покажи мамуле, какие ушки у заеньки».
  • Артикуляционная гимнастика – вращение язычком, разжатие и сжатие губ.
  • Проговаривание скороговорок на проблемные звуки.
  • Пальчиковое и стандартное рисование.
  • Полезен и массаж лицевых мышц. Его лучше проводить у опытного логопеда.

Будет ли лечение ОНР успешным, зависит от коллективных и последовательных усилий врача-логопеда, педагогов и, в первую очередь, семьи. Любовь и искренняя поддержка – лучшее лекарство, помогающее подчас сильнее всего. Не держите наследника «на коротком поводке», давая социализироваться – и, поверьте, проблема вскоре решится.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/obshhee-nedorazvitie-rechi

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.