Ринолалия: симптомы и лечение

Ринолалия

РинолалияРинолалия: симптомы и лечение

Ринолалия – искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек.

Некоторые авторы рассматривают ринолалию как форму механической дислалии, однако общепринятым в современной логопедии является выделение ринолалии в самостоятельное нарушение речи.

Для обозначения ринолалии в литературе иногда используются термины «гнусавость» или «ринофония», однако оба этих понятия недостаточно полно отражают суть речевого нарушения, поскольку указывают лишь на специфическое нарушение голоса (назализацию), в то время как при ринолалии страдает артикуляционная и акустическая сторона речи.

Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, логопедии, психологии.

Классификация ринолалии

Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.

Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.

При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.

По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной.

Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью»), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой»), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом, гриппом, краснухой, паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.

Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.

Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.

Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке.

Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки, полипов носа, гипертрофии слизистой, опухолей полости носа.

Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами, полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.

Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.

Симптомы ринолалии

При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества.

Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии, отита, евстахиита, бронхита, пневмонии.

Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом.

Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм, птоз, гиперрефлексия.

Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение.

Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х].

При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии. Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР.

Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.

При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.

Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м'], [н], [н']), заменой [м] на [б], [н] на [д].

При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома.

При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом, дефектологом, психологом. Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия, электромиография и др.

При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса.

Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа.

Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма.

На основании медицинской диагностики и обследования устной речи намечается план лечебной и коррекционно-педагогической работы при ринолалии.

Коррекция ринолалии

При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки и пр. роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапии и психотерапии. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой. Особенности коррекционного процесса рассмотрим на примере ринолалии при нёбных расщелинах.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде.

До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба).

На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.

Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях.

С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Прогноз и профилактика ринолалии

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/rhinolalia

Ринолалия: формы нарушения, причины возникновения и лечение

Ринолалия: формы нарушения, причины возникновения и лечение

Ринолалия — это нарушение речи, проявляющееся в искажённом произношении звуков, связанное с дефектами строения и функционирования речевых органов.

Вследствие неправильного строения, в момент формирования звука, струя воздуха струя идёт не в том направлении, что приводит к искажению произносимого звука. Эту функцию обеспечивают мышцы нёба и стенок глотки, которые открывают или закрывают проход в носовую полость.

При этом голос ребёнка может приобрести гнусавость — кажется, будто он говорит через нос, либо, если воздух идёт только через рот, в речи искажены носовые звуки [м], [н] и гласные — в этом случае говорят о недостатке носового звучания.

Следствием ринолалии является не только искажение звуков. Нарушается письменная речь, ребёнку сложно освоить лексику, грамматику, появляются проблемы психологического характера.

Виды ринолалии

Распространена классификация ринолалии на два вида по причинам появления: органическая — когда идёт нарушение строения речевого аппарата, и функциональная — нарушения функционирования речевого аппарата.

При возникновении ринолалии нарушения могут наблюдаться в носовой или ротовой полости. Поэтому существует три вида ринолалии: открытая, закрытая и смешанная.

Открытая форма наблюдается при постоянно открытом пространстве между ротовой и носовой полостью, когда воздух постоянно идёт через нос. Это приводит к тому, что все произносимые звуки имеют носовой оттенок.

Открытая форма встречается наиболее часто и имеет три подвида:

  1. Органическая открытая ринолалия возникающая на почве имеющихся нёбных расщелин, отсутствия или раздвоения маленького язычка, укорочённого мягкого нёба.
  2. Органическая открытая ринолалия проявляющаяся из-за наличия парезов (неполных параличей) и параличей мягкого нёба.
  3. Функциональная открытая ринолалия.

Закрытая ринолалия наблюдается при наличии препятствия, которое перекрывает пространство для воздушного потока через нос. Поэтому страдает произношение носовых звуков [м], [н], [мь], [нь] и гласных.

Смешанная ринолалия — это соединение двух вышеперечисленных видов.

Если ребёнку ставят диагноз «ринолалия», независимо от формы проявления недуга родители должны сразу обращаться за помощью к специалистам. Наиболее благоприятный прогноз лечения даётся при функциональной форме. Закрытая ринолалия требует больше времени и усилий, способных привести к избавлению от существующих недостатков речи.

Иногда говорят о ринофонии. Под ней подразумевают избыточность носового оттенка голоса, которая возникает в случае недостаточного разграничения ротовой и носовой полости во время произношения звуков.

Причины возникновения

Причины ринолалии могут иметь врождённую и приобретённую природу происхождения. Врождённые причины возникновения ринолалии относятся к детям, имеющим:

  • расщелины (несрастания) мягкого и твёрдого нёба («заячья губа», «волчья пасть» и другие);
  • короткое мягкое нёбо;
  • мышечное образование над корнем языка;
  • параличи или парезы (ослабление) мягкого нёба, проявляющиеся в сложности поднятия и смыкании нёба с задней стенкой глотки;
  • вялость артикуляторных мышц, встречающаяся у часто болеющих деток.

Расщелины могут быть сквозные, которые захватывают не только нёбо, но и верхнюю губу. Они бывают односторонние и двусторонние. Несквозные несрастания бывают полные, значит доходят до области резцов, не затрагивая губы. Неполные расщелины характеризуются тем, что несрастание происходит в небольшом участке, например, только в области мягкого нёба.

Приобретённая форма ринолалии возникает при механических повреждениях тех же участков и лица. Кроме того, заболевание может развиваться из-за опухолевых новообразований блуждающего и языкоглоточного нервов.

Например, функциональная открытая появляется у человека после оперативного вмешательства — удаления аденоидов, различных опухолей и искривлений в области носоглотки, при искривлениях носовой перегородки и образовании полипов в носовой полости. В этом случае воздух практически не попадает в нос либо попадает туда в недостаточном количестве.

Закрытая ринолалия может возникнуть при аденоидах, повышенной функции мышц мягкого нёба, что приводит к изоляции носовой и ротовой полости друг от друга.

Приобретённая ринолалия у ребёнка может появиться в случае, когда женщина на ранних сроках беременности переболела вирусными заболеваниями (гриппом, краснухой, паротитом, дизентерией, токсоплазмозом), имела эндокринные нарушения, употребляла определённые лекарственные препараты, алкоголь и курила во время беременности. Некоторые исследователи отмечают наследственный характер таких аномалий (у дедушки и бабушки были расщелины).

На видео ниже врач очень подробно рассказывает о причинах возникновения и особенностях лечения ринолалии:

Симптомы ринолалии

Симптоматика заболевания зависит от его формы.

При открытой ринолалии у ребёнка происходит нарушение дыхательных функций. Жидкая пища, попадая в нёбную расщелину, вытекает через нос, что значительно усложняет процесс кормления. Кроме того, вдыхаемый уличный воздух не прогревается до необходимой температуры, поэтому дети страдают такими заболеваниями, как отит, пневмония, бронхит.

Вследствие открытой ринолалии, у детей наблюдается разный характер отставания в развитии. Например, такой ребёнок начинает говорить первые слова поздно — обычно после двух лет. Также у детей отмечается выраженная гнусавость голоса, затрудняется произношение звуков. За счёт того, что активным при разговоре является корень языка, а не кончик, дети большинство звуков произносят глухо.

Закрытая ринолалия сопровождается довольно неприятными симптомами — по задней стенке горла постоянно стекает слизь, образовавшаяся в верхних отделах дыхательных путей. Простудные заболевания в этом случае редко протекают без соплей, у ребёнка наблюдается хронический насморк. Нарушения в речи также присутствуют. Например, ребёнок произносит звук [б], а выходит [м].

По утверждению многих специалистов, дефекты речи приводят к развитию астенического синдрома и в некоторой степени влияют на психику ребёнка, такие дети становятся замкнутыми и тяжело идут на контакт.

  • Таким детям свойственно неправильное произношение большинства гласных и согласных звуков, их речь невнятная и невыразительная;
  • Их голос тихий, тембр тусклый и неестественный;
  • Если ребёнок старается тщательно выговаривать звуки, то начинает невольно гримасничать;
  • В младшем школьном возрасте у таких детей всегда возникают проблемы с письмом и чтением.

Диагностика нарушения

Как видите, симптоматика ринолалии сильно пересекается со многими известными заболеваниями. Поставить диагноз не так сложно, как определить вид нарушения. Чтобы точно диагностировать вид, необходимо обратиться к специалисту. Обследование больных проводится разными специалистами в области медицины:

  • челюстно-лицевым хирургом;
  • отоларингологом;
  • неврологом;
  • ортодонтом;
  • логопедом;
  • ортопедом;
  • психологом.

Методы исследования зависят от формы ринолалии. При выявлении различных видов ринолалии особое внимание уделяется рентгеновским снимкам носоглотки.

Чем раньше ребёнку поставят диагноз «ринолалия», тем быстрее можно начать лечение. Проводить коррекцию запущенной формы намного сложнее.

На обследовании у логопеда специалистом проводится оценка строения артикуляционного аппарата, произнесение звуков, понимание и использование слов, наличие аграмматизмов в речи.

Ринолалия (её открытая форма) диагностируется на основании исследования Гутцмана, когда при произнесении гласных звуков [а] и [и] ребёнку попеременно начинают закрывать или открывать носовые ходы. У детей школьного возраста специалист также исследует процессы письма и чтения, которые хорошо показывают наличие и уровень проблемы.

Методы коррекции

Лечение ринолалии включает целый комплекс мер, направленных на максимальное устранение речевых дефектов.

Если ребёнку поставлен диагноз врождённая ринолалия, то коррекция нарушения начинается с устранения дефектов анатомического происхождения. Таких детей с самого рождения начинают кормить с помощью зонда, который подбирают с учётом особенностей расщелины.

Также изготавливают специальный протез — обтуратор, для закрытия несрастания. Этот протез облегчает процессы питания, дыхания и говорения.

Позднее использование обтуратора менее эффективно, поскольку у ребёнка с возрастом начинает закрепляться неправильное положение языка. Обтуратор меняется с ростом ребёнка и используется до момента хирургического вмешательства, без которого, к сожалению, не обойтись.

Хирургическому вмешательству подвергаются челюстно-лицевые нарушения. Гнусавость при открытой ринолалии лечится как до операции, так и после.

Как правило, операция на расщелинах губы проводится на 2–3 месяце жизни ребёнка. Операции на нёбе проводятся после двух лет, если у ребёнка вылезли все зубки. У ослабленных детей оперирование откладывается на более поздний срок или проводится в несколько этапов.

Операции позволяют восстановить целостность речевого аппарата и правильное функционирование нёба.

Профилактика и упражнения

После того как ребёнку будут сделаны все операции по устранению видимых дефектов на лице и на проблемных нёбных участках, лечение вступает во вторую фазу.

На послеоперационном этапе специалисты разного направления проводят закрепление достигнутых результатов и продолжают коррекционную работу. Послеоперационное лечение включает:

  • физиотерапию;
  • ортодонтию;
  • психотерапию;
  • дыхательную гимнастику;
  • логопедический массаж.

Например, логопедом и дефектологом проводится работа, направленная на правильную постановку звуков, формирование фонематического слуха, расширение словарного запаса, развитие грамматических норм, внимания, мышления, памяти.

Также производится постановка произношения проблемных звуков, ротового и носового дыхания. Усилия направлены на избавление от назального оттенка в звучании голоса и формирование лексико-грамматического строя, фразовой речи.

На видео ниже можно увидеть работу логопеда и учителя по вокалу с ребёнком, которому поставили диагноз ринолалия:

Логопедический массаж направлен на размягчение послеоперационных рубцов.

Рекомендуемые врачами упражнения нужно проводить с ребёнком самостоятельно и регулярно, так как пропуск может вернуть его речь на прежний уровень развития. Существует несколько общепринятых упражнений для области язык-щека-губы, которые подходят для всех видов ринолалии:

  • «Удав» — ребёнок складывает язык в трубочку, а затем медленно высовывает его изо рта;
  • «Часы» — широко открывается рот, и язык повторяет движение стрелок часов, двигаясь по губам описывая окружность;
  • «Метроном» — язык движется из одного уголка рта к другому под счёт, при широко открытом рте;
  • «Лиана» — нужно высунуть язык изо рта, пытаясь достать им до подбородка;
  • «Игла» — при закрытом рте, нужно поочерёдно касаться языком внутренних поверхностей щёк.

В случае правильного лечения, постоянного взаимодействия с логопедом и тщательного выполнения всех рекомендаций, можно добиться неплохих результатов, при которых речь ребёнка с ринолалией практически не будет отличаться от речи его сверстников.

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/rech/rinolaliya/

Ринолалия – симптомы и лечение, фото и видео

      • Раздражительность
      • Задержка речевого развития
      • Замкнутость
      • Скудность словарного запаса
      • Опущение верхнего века
      • Нарушение дыхания
      • Изменение голоса
      • Гримасничанье
      • Непроизвольные колебания глаз
      • Затруднение приема пищи
      • Недобор веса у новорожденных
      • Нарушения письма
      • Расщелины лица
      • Неестественная речь
      • Склонность к простудным заболеваниям
      • Нарушение звукопроизношения
      • Тусклость голоса
      • Тихая речь
      • Необходимость в дыхании через рот

Ринолалия – представляет собой патологию, при которой нарушается и искажается произношение звуков в частности, и речи в целом. Это довольно редкое расстройство, которое диагностируется у 1–2 детей на 1000. Подобная разновидность речевого дефекта может носить как врождённый, так и приобретённый характер, отчего и предрасполагающие факторы развития также будут отличаться.

  • Этиология
  • Классификация
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение
  • Профилактика и прогноз

Недуг имеет специфическую симптоматику, игнорировать которую родители не могут. Основными симптомами принято считать невнятную или невыразительную речь, позднее произношение первых слов малышом, а также большое количество психологических признаков.

В подавляющем большинстве случаев установление правильного диагноза не является проблемой, однако могут возникнуть трудности с определением разновидности заболевания. Именно на этом фоне диагностика носит комплексный характер и включает в себя консультирование специалистов из различных областей медицины.

Лечение у детей зачастую основывается на консервативных методиках, однако при некоторых формах заболевания в обязательном порядке обращаются к хирургическому вмешательству.

Причины болезни

Патогенез недуга заключается в неправильном взаимодействии между носовой полостью и ротоглоткой. Это становится причиной того, что во время образования звуков поток воздуха идёт неправильным путём, на фоне чего искажается произношение.

Нарушение тембра голоса и звукопроизношения может носить первичный или приобретённый характер — в каждом случае предрасполагающие факторы будут отличаться.

Причины врождённой формы недуга представлены:

  • нарушением целостности мягкого или твёрдого неба, что в медицинской сфере носит название синдром «волчьей пасти»;
  • расщеплениями верхней челюсти или верхней губы – такое расстройство широко известно как «заячья губа»;
  • дефектами мягкого неба, а именно его укорочением;
  • патологиями маленького язычка – сюда стоит отнести его полное отсутствие или, наоборот, раздвоение;
  • расщелинами твёрдого неба, которые носят скрытый характер.

Причины ринолалии

Помимо этого, вызвать первичную ринолалию могут тяжёлые заболевания, перенесённые женщиной во время вынашивания плода в первом триместре. К таким болезням стоит отнести:

Не последнюю роль в возникновении такого расстройства речевой функции также играют:

  • воздействие токсических веществ на организм беременной;
  • пристрастие будущей матери к наркотическим веществам, спиртному или никотину – далеко не все представительницы женского пола, узнав о том, что ожидают ребёнка, считают нужным избавляться от пагубных пристрастий;
  • частые стрессовые ситуации, которым подвергаются женщины в положении;
  • протекание расстройств эндокринного характера до или вовремя беременности.

Стоит отметить, что вышеуказанные дефекты, провоцирующие возникновение ринолалии, образуются у плода на ранних этапах внутриутробного развития, а именно на седьмой или восьмой неделе.

Также считается, что не последнее место занимает отягощённая наследственность. Высока вероятность развития у ребёнка подобного нарушения речи, если у одного из родителей присутствуют:

  • расщелина губы или неба;
  • несимметричность кончика носа;
  • асимметрия крыльев носа.

Механизмы развития приобретённой ринолалии будут диктоваться разновидностью недуга. Например, способствовать развитию вторичной открытой органической ринолалии будут:

  • деформации неба рубцового характера;
  • такие состояния, как паралич или парез мягкого нёба;
  • сдавливание опухолью таких нервов, как блуждающий и языкоглоточный.

Открытая функциональная приобретённая ринолалия развивается на фоне:

  • перенесённого ранее вмешательства по иссечению аденоидов;
  • пареза мягкого нёба, возникшего на фоне дифтерии.

Закрытая ринолалия органической природы зачастую возникает из-за широкого спектра анатомических изменений в носу или носоглотке. Из этого следует, что источниками могут выступать

  • искривление перегородки, расположенной в носовой полости;
  • появление доброкачественных новообразований или полипов;
  • гипертрофия слизистой носа;
  • злокачественные опухоли в носу;
  • образование непарной миндалины.

Функциональная форма закрытой ринолалии представлена таким этиологическим фактором, как высокий тонус мягкого неба. Подобное состояние выражается в том, что невозможен полноценный выход струи воздуха через нос. Это нарушение может возникнуть из-за:

  • аденоидэктомии, т. е. операции по иссечению аденоидов;
  • различных отклонений неврологического происхождения;
  • банального копирования гнусавости речи окружающих людей.

Классификация болезни

Ринолалия, определение которой состоит в неправильном функциональном взаимоотношении носовой полости и ротоглотки, имеет несколько разновидностей.

Классификация ринолалии

Основная классификация делит подобное заболевание на две формы:

  • открытая ринолалия – воздух одновременно проходит через рот и нос;
  • закрытая ринолалия – отличается тем, что воздух проходит не через нос, что обуславливается присутствием преграды в носовой полости или в зоне носоглотки. Это становится причиной того, что в значительной мере искажаются звуки «м» и «н». Помимо этого, гласные подвергаются изменениям, а именно теряют свою тональность и звонкость;
  • смешанная ринолалия – присутствуют признаки двух вышеуказанных форм, а голос у ребёнка приобретает носовое звучание.

Примечательно то, что открытая ринолалия диагностируется в несколько раз чаще закрытого или смешанного типа недуга.

По причинам возникновения как открытая, так и закрытая ринолалия бывает:

  • органической. Для открытой формы возникновение обуславливается врождёнными, реже приобретёнными дефектами ротоглотки или носовой полости. Закрытый тип недуга вызывают деформации носа;
  • функциональной – функциональная открытая ринолалия обусловлена перенесённой ранее какой-либо болезнью носоглотки. При закрытой разновидности болезни воздушный поток направлен через рот, а предрасполагающие факторы часто представлены неврологическими расстройствами.

Помимо этого, существуют такие виды ринолалии:

  • передняя – в подавляющем большинстве случаев выражается на фоне разращения аденоидов, отчего они приводят к перекрытию хоаны;
  • задняя – развивается из-за хронического насморка, полипов или искривления перегородки носа.

Симптомы болезни

Структура речевого дефекта при ринолалии, т. е. симптоматика болезни, будет несколько отличаться в зависимости от её разновидности.

Например, для открытой формы патологии будут характерны такие симптомы:

  • нарушение дыхательной функции;
  • трудности во время вскармливания грудного ребёнка или самостоятельного питания детей от двух лет;
  • недостаток массы тела новорождённого;
  • присутствие врождённых расщелин лица;
  • опущение верхнего века;
  • тихая речь;
  • непроизвольные колебательные движения глаз;
  • гиперрефлексия;
  • задержка речевого развития – первые слова дети зачастую произносят в возрасте двух лет;
  • появление гримас во время общения;
  • скупой словарный запас, что ещё больше затрудняет речевое описание происходящего в жизни ребёнка;
  • олигофрения;
  • раздражительность и замкнутость;
  • повышенная предрасположенность к таким недугам, как отит и бронхит, пневмония или евстахиит.

Характеристику закрытой формы ринолалии составляют следующие клинические проявления:

  • изменение тембра голоса;
  • нарушение в произношении носовых звуков;
  • трудности при общении с посторонними людьми;
  • неестественность и тусклость голоса;
  • необходимость в постоянном дыхании через рот;
  • склонность к простудным недугам;
  • развитие астенического синдрома;
  • нарушение письма, что выражается в дислексии или дисграфии;
  • недостаточный запас слов, по сравнению со сверстниками аналогичной возрастной категории.

Диагностика

Ребёнка с ринолалией и выражением вышеуказанной симптоматики необходимо отвести на консультацию к логопеду. Однако по причине того, что подобное нарушение может развиваться на фоне большого количества разнообразных факторов, то в обследовании пациента также принимают участие такие специалисты:

  • челюстно-лицевой хирург;
  • невролог;
  • отоларинголог;
  • ортодонт;
  • фониатр;
  • дефектолог;
  • психолог.

Первичная диагностика включает в себя:

  • изучение истории болезни и жизненного анамнеза пациента – при этом также учитывается информация касательно протекания беременности. Это даст возможность клиницисту не только установить причину развития заболевания, но и определить его разновидность;
  • проведение тщательного физикального осмотра – для выявления внешних нарушений, например, заячьей губы или волчьей пасти;
  • детальный опрос родителей или взрослого пациента.

Логопедическое обследование основывается на оценивании:

  • артикуляционного аппарата, в частности его строения и подвижности;
  • дыхания — физиологического и фонационного;
  • голоса и произношения всех звуков;
  • состояния чтения и письма – определяется у детей школьного возраста.

Иногда для установления этиологического фактора могут потребоваться инструментальные обследования, среди которых выделяют:

    • рентгенографию носоглотки;
    • риноскопию;

Риноскопия

  • электромиографию;
  • фарингоскопию;
  • КТ и МРТ.

Лабораторные исследования крови и других биологических жидкостей человека не имеют диагностической ценности.

Лечение болезни

Коррекция ринолалии будет полностью диктоваться разновидностью протекания подобного речевого дефекта.

В случаях диагностирования органической разновидности патологии показано устранение анатомических дефектов, что выполняется при помощи:

  • применения глоточного обтуратора;
  • хирургической корректировки деформаций лица – сюда стоит отнести уранопластику, велофарингопластику и хейлопластику;
  • удаления аденоидов и полипов в носу;
  • иссечения новообразований глотки;
  • септопластики.

Терапия функциональной ринолалии основывается на:

  • физиотерапевтических процедурах;
  • психотерапии;
  • длительной работе логопеда с пациентом.

Помимо этого, в лечении также принимают участие:

  • логопедический массаж – особенности логопедической работы состоят в осуществлении пальцевого массажа некоторых частей твёрдого неба и вибрационного массажа мягкого неба;
  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционные упражнения.

Наиболее эффективными упражнениями артикуляционной гимнастики выступают:

  • «удав» — при этом язык сворачивают в трубочку и неспешно высовывают изо рта. Количество повторений – семь раз
  • «игла» — рот закрыт, а языком необходимо поочерёдно дотрагиваться до внутренней поверхности каждой щеки;
  • «часы» — широко раскрывают рот, язык складывают в трубочку и делают им круговые движения;
  • «лиана» — язык свешивают к подбородку и удерживают в таком положении примерно на пять секунд;
  • «метроном» — рот широко открыт, а язык передвигают из одного угла рта к другому;
  • «взлёт-посадка» — отличается от предыдущего упражнения тем, что язык, насколько это возможно, вытягивают к носу, после чего максимально опускают к подбородку.

Если коррекция подобного нарушения требовала осуществления операции, то после вмешательства в обязательном порядке осуществляется работа логопеда, касательно особенностей постановки звуков при ринолалии в новых для пациента анатомических условиях.

Коррекционные работы с врачом лучше всего начинать как можно раньше, для того чтобы к тому времени, как ребёнку исполнится 12–15 лет достичь положительных результатов терапии.

Профилактика и прогноз

Специфические профилактические мероприятия, предупреждающие развитие ринолалии, включают в себя:

  • ведение здорового образа жизни во время вынашивания ребёнка;
  • избегание при беременности тяжёлых инфекционных заболеваний;
  • своевременную ликвидацию анатомических дефектов у детей;
  • полноценное обучение малыша правильному произношению звуков;
  • предотвращение челюстно-лицевых травм у детей и переохлаждений детского организма;
  • регулярное посещение логопеда – это нужно для контроля над правильным развитием речи.

Прогноз при различных типах недуга будет отличаться. При функциональной разновидности ринолалии исход в подавляющем большинстве случаев благоприятный и напрямую зависит от профессионализма логопеда. Что касается органической ринолалии, то все зависит от успеха хирургического вмешательства и раннего начала коррекционной работы с логопедом.

Если Вы считаете, что у вас Ринолалия и характерные для этого заболевания симптомы, то вам может помочь врач логопед.

Источник

Где купить лекарства дешевле

Актуальная цена в аптеках на лекарство сегодня. Посетите лучшие интернет-аптеки с быстрой доставкой:

Источник: https://novosti-mediciny.ru/rinolaliya-simptomy-i-lechenie/

Ринолалия

РинолалияРинолалия: симптомы и лечение

Ринолалия – расстройство, которое связано с артикуляцией, голосообразование. Данная патология обусловлена дефектами строения и функционирования речевого аппарата. У пациента с этим отклонением наблюдается неправильное произношение звуков, гласных и согласных букв, а также фонетическим процессом и письменной речью. Могут отмечаться лексико-грамматическое недоразвитие.

Патология в большинстве случаев диагностируется в раннем возрасте и при первых признаках отклонения родители сразу стараются его устранить.

В такой ситуации может потребоваться помощь отоларинголога, хирурга, логопеда. Коррекция состояния заключается в постоянном занятии, упражнениях.

Иногда может потребоваться хирургическое, физиотерапевтическое или ортодонтическое лечение. С ребенком также могут заниматься и психологи.

Причины

Причины возникновения ринолалии разнообразны и зависят от формы и вида патологии. Необходимо помнить, что устранить данный дефект можно только при помощи профессионалов.

Причины расстройства в зависимости от вида и формы:

  1. Органическая открытый тип ринолалии. Бывает врожденной и приобретенной. Врожденная форма патологии диагностируется у детей с «волчьей пастью» и «заячьей губой», а также при укороченном мягком небе, при отсутствии язычка, при короткой уздечке. Спровоцировать данные отклонения могут:
  • болезнь матери в период вынашивания ребенка, особенно на ранних сроках;
  • вредные привычки в период беременности;
  • неправильное питание, употребление вредных веществ или ядохимикатов;
  • стрессовые ситуации;
  • нарушения эндокринной системы у матери в период беременности.

Самым опасным периодом при беременности считается второй месяц вынашивания.

Приобретенная форма патологии возникает в результате:

  • повреждение неба;
  • травматическая перфорация или рубцовая деформация неба при порезах;
  • паралич.
  1. Функционально открытый тип ринолалии возникает в результате операционного вмешательства по удалению аденоидов. Также отклонение диагностируется после порезов мягкого неба.
  2. Закрытая органическая ринолалия возникает в результате:
  • деформации носоглотки и носовой полости, которая провоцирует неправильное произношение звуков, может даже измениться голос, речь.

Передний тип ринолалии возникает из-за:

  • полипов в носовой части;
  • искривления носовой перегородки;
  • новообразований  в носовой полости;
  • гипертрофии слизистой носа и глотки.

Задний тип ринолалии возникает из-за:

  • фибром носоглотки;
  • аденоидов;
  • полипов;
  • разрастания глоточной непрямой миндалины.
  1. Закрытая функциональная ринолалия возникает из-за:
  • гипертонуса мягкого неба.

Симптоматика

Симптомы заболевания, как и причины, будут зависеть от формы ринолалии. При первых проявлениях заболевания не стоит откладывать лечение и сразу проконсультироваться с врачами, пройти тщательное обследование, особенно в детском возрасте.

Симптоматика открытого органического типа заболевания:

  1. Врожденное расщепление лицевой части. Из-за данного отклонения у малыша с первых дней жизни могут возникнуть проблемы с дыханием, даже приемом пищи.  У таких детей будут параллельно наблюдаться проблемы с весом, так как во время приема пищи все будет вытекать через носовое отверстие. Попадаемый воздух в дыхательные пути не прогревается, поэтому ребенок может заболеть бронхитом, отитом или даже пневмонией. Параллельно данной патологии у ребенка отмечается неправильный прикус, что может значительно исказить черты лица.
  2. Задержка в развитии.
  3. Олигофрения разной степени.
  4. Неврологические нарушения.
  5. Нарушение артикуляции и произношение звуков.
  6. Голос тихий, глухой.
  7. Нарушение письменной речи.
  8. Скудный словарный запас.
  9. Возникновение и развитие психологических отклонений.

Симптоматика функциональной открытой ринолалии:

  1. Нарушенное произношение гласных звуков.

Симптоматика органической закрытой ринолалии:

  1. Нарушенное произношение носовых звуков.
  2. Тембр голоса неправильный.
  3. Нарушенное носовое и ротовое дыхание.
  4. Частые простудные заболевания.
  5. Развитие астенического синдрома.

Груднички с ринолалией не агукают, развитие речи задержано, малыш начинает говорить только к 2 годам, но ничего нельзя понять.

Необходимо понимать, что ринолалия – серьезная патология, которая требует лечения. справиться с данным недугом самостоятельно не получиться, поэтому не стоит отказываться от профессиональной помощи.

Классификация

Ринолалия бывает открытой и закрытой формы, в зависимости от особенностей. Правильно определить вид патологии можно только после тщательного осмотра и общения с пациентом, если это возможно. В зависимости от провоцирующих причин развития эти две формы бывают открытой и закрытой:

  1. Открытая – присутствует открытое сообщение между ртом и носом, поэтому проходит свободно воздух через носовую и ротовую полости при речи, возникает носовой резонанс.
  2. Закрытая – присутствует препятствие, которое делает преграду для выхода воздуха через носовую полость. Бывает передней и задней ринолалией закрытого типа, все будет зависеть от уровня локализации препятствия.

Если у пациента диагностируется непроходимость нома и недостаточное небно-глоточное кольцо, то ставится смешанная ринолалия. При данной форме патологии у пациента нет носовых звуков, он говорит, как «в нос».  

Что касается форм ринолалии, то специалисты выделяют:

  1. Органическую. Возникает из-за непроходимости в носу.
  2. Функциональную. Возникает из-за короткого мягкого неба.

Профилактика

Если лечение патологии было начато своевременно, то прогноз будет удовлетворительным. Отклонение можно устранить в результате использования многих методик, упражнений и логопедических занятий. Эффективность терапии в большей степени будет зависеть от работы врачей и усилий пациента, если это понадобится.

Если необходимо провести профилактические мероприятия среди маленьких детей, то потребуется поддержка родителей и постоянные занятия с малышами. Профилактика ринолалии заключается в предупреждении появления патологии, удалении расстройств функционального характера, а также в устранении анатомических дефектов речевого аппарата.

Диагностика

Диагностика заключается в помещение врача стоматолога-хирурга, отоларинголога, фониатра, невролога, дефектолога, психолога, логопеда и иных специалистов. В обязательном порядке пациенту назначают исследования:

  1. Фарингоскопия – осмотр глотки и зева при помощи врачебного зеркала.
  2. Риноскопия – исследование носовой полости при помощи врачебных зеркал, а также осмотр преддверия и полости носа.
  3. Электромиография – помогает оценить функциональное состояние мышечных тканей, нервов и нервно-мышечной передачи в состоянии покоя и напряжения.

Логопед помогает определить, насколько качественен и подвижен артикуляционный аппарат, наблюдается ли нарушение голоса, какое дыхание у пациента. Также уделяется внимание и таким показателям, как просодика речи, показатели речи и грамматики, фонетические процессы.

На основании полученных результатов осмотра и исследования, врачи создают коррекционно-педагогический и лечебный план ринолалии.

Коррекция

Коррекция данной патологии основывается на комплексном подходе. Хирургическое вмешательство могут совместить с физиотерапией, а также с помощью психотерапевта и логопеда.

При органической форме пациенту назначается операционное вмешательство, которое помогает устранить анатомический дефект лицевой части, провести септопластику, удалить полипы, аденоиды, новообразования в глотке или носу.

При функциональном типе патологии пациенту проводится коррекция дефекта при помощи физиотерапии, логопедии, психотерапии.

Коррекция данного отклонения в детском возрасте должна быть начата при первых ее проявления. Своевременная помощь поможет ребенку к подростковому возрасту достичь положительного результата. Успех терапии в большей степени у детей зависит от профессионализма логопеда, работа которого заключается:

  1. В исправлении неправильного произношения звуков, слов.
  2. В коррекции тембра голоса.
  3. В формировании правильной артикуляции.
  4. В контроле и исправлении дыхания.
  5. В настройке разных видов речи.
  6. В профилактике иных заболеваний речевого аппарата.
  7. В проведении логопедического массажа.
  8. В формировании и расширении словарного запаса.
  9. В формировании слухового внимания, дисциплины.

Также обязательно проводятся артикуляционные упражнения, комплекс которых подбирается индивидуально в зависимости от формы ринолалии запущенности ситуации. После операционного вмешательства тоже проводится логопедическая работа с пациентом. Эффективность коррекции будет зависеть от внешних и внутренних факторов.

Стоит уделить и профилактическим методам, которые заключаются в следующем:

  1. При беременности уделить должное внимание здоровью, исключить провоцирующие факторы и заболевания ринолалии.
  2. В период формирования речи у ребенка стоит сразу устранять анатомические дефекты, обучать малыша правильно произносить слова и звуки, при необходимости заниматься со специалистом.
  3. Чтобы исключить приобретенную форму патологии стоит избегать травмирования лицевой части, носовой полости, инфекционных заболеваний и иных провоцирующих факторов.
  4. Регулярное посещение логопеда с ребенком.

Ринолалия у детей

Ринолалия у детей довольно распространенная патология, которую при правильном подходе можно устранить, поэтому при первых проявлениях отклонения стоит сразу прибегнуть к профессиональной помощи. Бывает нескольких форм и видов, которые имеют свою симптоматику и причины возникновения. Лечение проводится комплексно, при необходимости врач может назначить операционное вмешательство.

:  5 / 5

Источник: http://zubx.ru/zabolevaniya/rinolaliya.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.