Стереотипия: симптомы и лечение

Содержание
  1. Что такое стереотипии и как быть, если мучают навязчивые действия и движения
  2. Что провоцирует проявление навязчивости
  3. Как это выглядит со стороны?
  4. Возможные линии поведения
  5. Стереотипия и поведение ребенка при ее наличии
  6. Цели и подходы к терапии
  7. Как корректируется навязчивая стереотипия?
  8. Стереотипия – симптомы и лечение, фото и видео
  9. Что такое стереотипия
  10. Причины стереотипии
  11. Классификация
  12. Симптомы стереотипии
  13. Диагностика
  14. Лечение стереотипии
  15. Где купить лекарства дешевле
  16. Расстройство стереотипных движений
  17. Причины расстройства стереотипных движений
  18. Лечение расстройства стереотипных движений
  19. Стереотипия у детей — что это такое, как проявляется
  20. Стереотипия – норма или патология?
  21. Виды стереотипий
  22. Методы коррекции стереотипий у детей
  23. Стереотипия
  24. Виды стереотипии
  25. Причины стереотипии
  26. Диагностика стереотипии
  27. Лечение стереотипии
  28. Стереотипия у детей: симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения
  29. Симптомы
  30. Диагностика стереотипии  у ребенка
  31. Осложнения
  32. Лечение
  33. Что сделает врач
  34. Профилактика

Что такое стереотипии и как быть, если мучают навязчивые действия и движения

Стереотипия: симптомы и лечение

Стереотипии (стереотипные действия и навязчивые движения) это постоянное беспричинное воспроизведение фраз, слов, действий, имеющиеся при расстройстве аутистического спектра, сенсорной депривации, умственной отсталости.

Воздействие стереотипии может быть простым, такое как качание из одной стороны в другую, так и усложненным, как марширование на месте с постоянным повторением. Существует несколько версий происхождения болезни. Также есть несколько методик ее лечения.

Что провоцирует проявление навязчивости

Первые признаки болезни проявляют себя в раннем детстве в частых припадках. Проявление проблемы чаще всего случается при случаях возбужденности, страха, тревоги.

Минутка ликбеза

Проявление стереотипии у детей является частью развития самого ребеночка и его контроля собственных движений еще в процессе снятия напряженности и успокоения, навязчивых состояний при неврозе, при нехватке концентрации, переживаний. У сформировавшегося человека приступы проявляют себя тогда, когда появляется высокое эмоциональное напряжение, к примеру стресс или нервный срыв.

Синдром навязчивых движений и стереотипные действия могут вызвать психические расстройства, сбои в работе ЦНС, возникают они также при аутистических расстройствах.

Перечень болезней, которые могут вызвать развитие стереотипии:

  • синдром Ретта;
  • аутизм;
  • синдром Туретта;
  • нейроакантоцитоз;
  • обсессивно-компульсивный синдром;
  • синдром Леша – Нейхана;
  • врожденное отсутствие зрения и слуха;
  • умственная неразвитость.

Как это выглядит со стороны?

Стереотипные движения у здоровых детей и взрослых проявляются в быстром переборе пальцев, человек может очень часто передвигать и дергать ногами, чесать уши, облизывать, перекусывать губы.

У детей проявляется синдром также проявляется по-другому: засовыванием пальцев в рот, поворотами головы в разные стороны, пошатыванием на одном месте, закручиванием или выдергиванием волос, ребенок стремиться постоянно разбивать голову, обгрызать ногти.

При обычных обстоятельствах данные симптомы проходят с определенным возрастом, приблизительно в период от четырех до семи лет, но не редки случаи, когда они возникает в достаточно зрелом для ребенка периоде.

При таких отклонениях все телодвижения более долгие и резкие. Такие симптомы указывают на отдельное заболевание, имеющее ряд разнообразных причин.

Часто движения, которые повторяются, усиливаются при сильном нервном волнении, но могут развиться даже в состоянии полной расслабленности.

Возможные линии поведения

Повторяющиеся и стереотипные действия и движения проявляются в нескольких формах:

  1. Сенсорно – двигательные стереотипии – дети постоянно почесывают свои глаза, делают обороты по кругу, ребенок качается, занимается ощупыванием стен, издает ритмичные звуки.
  2. Речевые стереотипии — постоянно повторяющиеся слова и предложения.
  3. Двигательные стереотипии – бег, пошатывание, хлопанье в ладоши, взмахи, переборы пальцами, неправильная постановка стопы при хождении.
  4. Эмоционально – аффективные проявления синдрома чаще всего наблюдаются у детей, они производят действия с частями объектов или компонентами игрушечного материала – песок пересыпается из одного места на другое, откручивание колес на игрушечных машинках, вода переливается с места на место.
  5. Специфически выраженные привычки, ритуалы. Дети зачастую делают так, чтобы двери были либо постоянно открыты или закрыты, носят одну и ту же одежду, следуют одним маршрутом всегда, не меняют рацион.

Стереотипия и поведение ребенка при ее наличии

Происходит социальная дезадаптированность ребенка. Неосуществимость, притеснение в порыве прочувствовать свои стереотипии вызывает проблемы в поведении.

У такого ребенка ограничивается возможность адаптироваться к условиям жизни, которые постоянно изменяются.

Цели и подходы к терапии

Чтобы узнать, есть ли у ребенка заболевание необходимо обязательное посещение профессиональных врачей в области психологии и неврологии (желательно детских). Сдаются все анализы и исследуются ситуации, на которые поступают жалобы.

В общем, довольно тяжело разработать приемлемый подход к лечению стереотипии. Лечащий доктор будет следить за каждым происходящим этапом лечения, и во многом выздоровление будет зависеть от той болезни, которая спровоцировали развитие синдрома.

Если это патологическая стереотипия, то большая роль отводится учебной и психической коррекции ребенка, которые будут направлены на развитие общения и навыков контролировать себя.

Большое значение во время назначения комплекса терапевтических мер имеют те отклонения, которые сосуществуют совместно с стереотипией:

  • гиперактивность;
  • отсутствие желания слушать и понимать;
  • проблемы с вниманием.

Как корректируется навязчивая стереотипия?

Для корректирования нарушения используются такие методы:

  1. Замещение – замена одних стереотипных движений другими, очень похожими по действиям, деятельности, но уже совершенно безопасными. Этот метод действенен в постоянной трудовой занятости (учеба, активное занятие спортом).
  2. Переключение – приступы специально прекращают, предлагают пациенту, похожую, но более спокойную деятельность.
  3. Наработка гибкости – появляются новые стереотипы которые постепенно заменяются, и действуют со старыми – тем самым меняется поведение, которое постепенно становится более мягким, устойчивым и акклиматизированным. Важно, что стереотипии не пропадают сами по себе. Дорога к их уменьшению и возможному излечению – это трудоемкий процесс, постепенный, медлительно — поступательный путь к развитию крохи, чтобы ему не мешали приступы в адаптации к общественной жизни.
  4. Прерывание – обычаи, правила ребенка заменяют совсем другими, чтобы он мог свыкнуться с новыми навязчивостями и не боялся этого. Хотя поначалу будут истеричные протесты и истерики, но на это не стоит обращать внимания.
  5. Трансформация – это очень похожий метод с замещением, но при этом меняются все действия и смыслы. Осуществление любого задания не связанного с использованием слов – к примеру собирание мозаики. Тут на первый план выходит наблюдение за действиями ребенка, подбирается задание, которое соответствует его развитию и уровню, возможностям.
  6. Существует еще один хороший метод, — использование антистрессовых предметов и действий: можно держать руки в карманах, зажимать скрепку.

Важно научить пациента использовать все эти методы коррекции самостоятельно!

Важно понимать, что с стереотипия — не приговор, не нужно ее бояться, с ней можно и нужно бороться. При этом существует множество способов коррекции: от собирания простого конструктора или мозаики до сложных медицинских препаратов.

Но в тоже время не стоит забывать, что когда появился первый успех, то не стоит на этом останавливаться, а нужно и дальше продолжать борьбу с заболеванием.

Терапию нужно проводить совместно с профессиональным врачом, который будет использовать основные и дополнительные способы и методы лечения, которые будут особо эффективны в каждом отдельном случае.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/diagnostika/simptomy/stereotipii.html

Стереотипия – симптомы и лечение, фото и видео

Стереотипия – основные симптомы:

  • Ухудшение слуха
  • Умственная отсталость
  • Нарушение зрения
  • Гиперактивность
  • Повторение одних и тех же слов и фраз
  • Беспокойность
  • Нарушение психического развития
  • Плач без причины
  • Беспричинный смех
  • Совершение однотипных действий по кругу
  • Совершение одних и тех же движений несколько минут
  • Произносимое не имеет смысловой нагрузки

Что такое стереотипия

Стереотипия – это нарушение психиатрического характера, при котором больной повторяет одни и те же действия без смысловой или целевой нагрузки. Двигательные стереотипии у детей наиболее ярко выражены при аутизме и других подобных расстройствах.

Как правило, симптоматика данного заболевания имеет место тогда, когда человек испытывает страх, тревогу, эмоциональное возбуждение, находится в некомфортной для себя обстановке. Таким способом малыш или уже взрослый человек пытается себя успокоить.

Клиническая картина такой патологии будет скорее собирательной – проявляются симптомы как самой стереотипии, так и заболевания, которое является первопричинным фактором.

Стереотипия у детей лечится только путем комплексного подхода: прием медикаментов, занятия с детским медицинским психологом, реабилитационные мероприятия.

Поэтому при условии, что терапия будет проводиться комплексно и своевременно, прогноз носит относительно благоприятный характер.

Причины стереотипии

Стереотипия, как правило, обусловлена патологическими процессами, которые приводят к нарушению работы головного мозга, ЦНС. В то же время следует отметить, что стереотипные движения совершает каждый из нас – в процессе разговора, раздумий, при выполнении какой-либо работы. Стереотипии при аутизме и других заболеваниях более выражены.

Стереотипии могут быть обусловлены следующими этиологическими факторами:

  • аутизм;
  • ДЦП;
  • умственная отсталость;
  • нарушения в работе центральной нервной системы;
  • травмы головного мозга;
  • синдром Туретта;
  • синдром Ретта;
  • синдром Леша – Нихена;
  • обсессивно-компульсивный синдром;
  • нейроакантоцитоз;
  • минимальная мозговая дисфункция (ММД);
  • врожденное отсутствие слуха и зрения.

Кроме этого, следует выделить ряд предрасполагающих факторов, которые также могут стать причиной проявления такого расстройства:

  • перенесенные психологические травмы, которые привели к нарушениям психиатрического характера;
  • перенесенные операции на головном мозге;
  • повышенная восприимчивость к негативным психологическим факторам;
  • негативное эмоциональное воздействие длительного и систематического характера.

Не исключается в данном случае и наследственный фактор. Если в семейном анамнезе есть такого рода заболевания, вероятность развития их у ребенка существенно повышается.

В то же время следует понимать, что стереотипия – это не отдельный патологический процесс – в общем контексте его следует рассматривать как симптом или следствие основного первопричинного фактора. Поэтому к устранению данного нарушения нужно подходить комплексно – в первую очередь следует ликвидировать основное заболевание.

Классификация

Такое нарушение классифицируют по характеру течения клинической картины.

Выделяют следующие формы:

  • Двигательные стереотипии – больной периодически совершает одни и те же движения. Как правило, приступы имеют место при психоэмоциональном возбуждении.
  • Речевые стереотипии – пациент постоянно повторяет одни и те же слова или целые фразы. При этом смысловой нагрузки они не несут.
  • Сенсорно-двигательные – малыш может совершать однотипные движения – тереть глаза, крутить волосы, ходить по кругу.

Отдельно следует сказать о таком виде патологического процесса, как динамическая стереотипия. В данном случае клиническая картина может сочетать в себе сразу несколько форм такого расстройства.

Кроме этого, ребенок может совершать однотипные действия каждый день.

Например, ходить в школу по одному и тому же маршруту, держать дверь в комнату всегда открытой, оставлять какой-то один предмет строго на своем месте и так далее.

В целом определение формы течения патологического процесса не вызывает затруднений, так как клиническая картина имеет специфические признаки.

Симптомы стереотипии

Клиническая картина данного нарушения будет характеризоваться в зависимости от формы течения.

Так, стереотипии в речи будут проявляться в виде следующей симптоматики:

  • ребенок постоянно повторяет одни и те же слова или фразы (персеверация);
  • произносимое не имеет смысловой нагрузки;
  • приступы характеризуются периодичностью, как правило, после сильного стресса, эмоционального потрясения.

Двигательная стереотипия выражается в хаотичных или однотипных движениях: махи руками, хождение по кругу и так далее. Периодичность проявления приступов такая же, как в вышеописанном случае.

Наиболее ярко выраженной клинической картиной характеризуется динамическая стереотипия.

В данном случае могут присутствовать такие симптомы, как:

  • ребенок совершает однотипные действия по кругу – переставляет игрушки, пересыпает песок;
  • совершает одни и те же движения несколько минут;
  • ведет себя беспокойно, может быть гиперактивным;
  • произносит одни и те же слова;
  • без причины может начать плакать или смеяться.

Проявление такого симптома, если не начать терапию своевременно, приводит к полной социальной дезадаптации малыша.

Кроме этого, следует помнить, что общая клиническая картина будет дополняться специфическими признаками именно первопричинного фактора, поэтому динамическая стереотипия будет дополняться признаками нарушения умственной отсталости, отставания в психологическом развитии. Также нередко у таких детей присутствуют проблемы со слухом и зрением.

При наличии такого симптома родителям нужно незамедлительно обратиться за медицинской помощью. Врач проведет обследование, определит первопричинный фактор и назначит курс терапевтических мероприятий.

Диагностика

Диагностическая программа включает в себя следующие мероприятия:

  • визуальный осмотр ребенка;
  • выяснение текущей клинической картины, сбор личного и семейного анамнеза;
  • изучение истории болезни пациента.

Кроме этого, дополнительно могут потребоваться лабораторные и инструментальные методы исследования:

  • общий и биохимический анализ крови;
  • КТ, МРТ головного мозга;
  • психиатрические тесты.

Проведение компьютерной томографии ребенку.

Может понадобиться консультация невролога, офтальмолога, отоларинголога, детского психолога, логопеда.

Лечение стереотипии

Лечение непосредственно стереотипии осуществляется только симптоматически, так как основной курс терапии должен быть направлен на устранение именно первопричинного фактора.

Для корректирования приступов используют следующие методики:

  • замещение – одни действия замещают на другие, которые не причинят вреда самому ребенку и окружающим;
  • переключение – пациенту предоставляют возможность выполнять другие действия, и постепенно приступ сходит на нет;
  • прерывание – ребенку запрещают выполнять те или иные действия, что постепенно снижает частоту приступов.

Медикаментозное лечение врач может назначать как дополнение, если ребенок гиперактивный, плохо спит и ест или имеют место приступы истерии.

Однозначного прогноза в данном случае нет, так как все зависит от первопричинного фактора. Поэтому родителям, дети которых находятся в группе риска, необходимо обращаться за медицинской помощью своевременно, а не проводить лечение самостоятельно.

Специфической профилактики, к сожалению, не существует. Женщинам, имеющим в семейном анамнезе заболевания, которые входят в этиологический перечень, следует планировать беременность, внимательно относиться к своему здоровью в период вынашивания ребенка.

Что делать?

Если Вы считаете, что у вас Стереотипия и характерные для этого заболевания симптомы, то вам могут помочь врачи: психиатр, психолог, психотерапевт.

Желаем всем здоровья!

Источник

Где купить лекарства дешевле

Актуальная цена в аптеках на лекарство сегодня. Посетите лучшие интернет-аптеки с быстрой доставкой:

Источник: https://novosti-mediciny.ru/stereotipiya-simptomy-i-lechenie/

Расстройство стереотипных движений

Расстройство стереотипных движений

Расстройство стереотипных движений – состояние, при котором пациент совершает бесцельные, повторяющиеся, как правило, ритмичные движения: раскачивается всем телом, бьет рукой по поверхности и т. д.

Иногда стереотипные движения включают в себя элемент самоповреждения, например, больной может биться головой о предметы, бить, кусать или щипать самого себя. Чаще возникает в детском возрасте, причиной развития является аутизм, неврологические расстройства и/или умственная отсталость.

Диагноз устанавливается на основании анамнеза, беседы с родителями и наблюдений за пациентом. Лечение – изменение условий окружающей среды, обучение новому поведению, устранение стрессов, фармакотерапия.

Расстройство стереотипных движений – повторяющиеся ритмичные бесцельные движения, сохраняющиеся в течение 4-х и более недель.

Обычно возникает в детском возрасте, является сопутствующей патологией при аутизме, поражениях ЦНС и умственной отсталости. У мальчиков диагностируется чаще, чем у девочек.

Может также становиться следствием тяжелого поражения головного мозга при алкоголизме, наркомании, приобретенном слабоумии в пожилом и старческом возрасте и пр.

Впервые стереотипные движения у детей с тяжелой умственной отсталостью были описаны в середине XIX века одним из основателей олигофренопедагогики французским педагогом и врачом Эдуардом Сегеном.

Масштабные исследования данной проблемы проводят с конца 60-х годов прошлого века.

Диагностику и лечение расстройства стереотипных движений осуществляют специалисты в области психиатрии, в ряд случаев – совместно с врачами других специальностей (в зависимости от причины развития расстройства).

Причины расстройства стереотипных движений

Непосредственной причиной возникновения расстройства является нарушение развития ЦНС или поражение головного мозга при различных заболеваниях. Стереотипные движения появляются или усиливаются в определенных ситуациях: при стрессе, эмоциональном дискомфорте или скуке.

Психологи и психиатры по-разному классифицируют такие движения, рассматривая их в качестве защитных ритуалов, обсессий, регрессивного поведения или самостимуляции.

Большинство психиатров считают, что расстройства стереотипных движений возникают в результате взаимодействия всех перечисленных факторов.

Бихевиористы делают акцент на стимулирующем поведении и говорят, что стереотипные движения являются гипертрофированной формой непатологических форм релаксации и самостимуляции, используемых психически здоровыми людьми.

Вариантами нормального самостимулирующего и релаксирующего поведения являются раскладывание пасьянса, ритмичное постукивание мячом об пол и др.

Такое поведение рассматривается, как социально приемлемое, не вызывает у окружающих недоумения или подозрений в наличии психической патологии.

Специалисты предполагают, что возникновение расстройства стереотипных движений у пациентов с поражением головного мозга может быть обусловлено усиленной потребностью в самостимуляции из-за недостатка сигналов из внешнего мира.

Обычные люди получают множество стимулирующих сигналов: при общении с другими людьми в процессе социальных и личных взаимодействий, при выполнении рабочих обязанностей и проведении досуга.

При патологии ЦНС количество таких сигналов уменьшается как в силу ограничения видов деятельности и незначительного количества контактов, так и в силу невозможности нормальной обработки некоторых сигналов головным мозгом.

Исследования западных психиатров доказывают, что расстройство стереотипных движений у аутистов также является способом регуляции приема сенсорной информации из окружающей среды.

Предполагается, что стереотипные движения блокируют неприятные или чрезмерные сигналы из внешнего мира и помогают обеспечить сохранение достаточного психологического комфорта. Вместе с тем, стереотипии играют негативную роль.

Они препятствуют обучению, являются поводом для стигматизации и ухудшают социализацию больных аутизмом.

Наиболее яркими признаками данной патологии являются бесцельность и ритмичный, повторяющийся характер движений. Больные могут качать какой-то частью тела (рукой, ногой, головой), раскачиваться всем корпусом, биться о предметы головой, бить, щипать или кусать самих себя, размахивать руками, обкусывать ногти, гримасничать, издавать какие-то звуки и т. п.

При этом чаще всего задействуются осязание, болевые рецепторы и чувство равновесия.

При некоторых заболеваниях (в первую очередь – при аутизме) встречается расстройство стереотипных движений с воздействием на другие системы восприятия, например, вкус (облизывание предметов), слух (давление на уши, похлопывание по ушам для изменения звука) или зрение (манипуляции пальцами или предметами перед глазами).

Диагноз «расстройство стереотипных движений» устанавливается на основании анамнеза, результатов наблюдения, беседы с пациентом (если это возможно) и лицами, осуществляющими уход за больным (родителями, сиделками). В процессе обследования устанавливают причину развития расстройства.

Может потребоваться консультация невролога, дефектолога, нарколога и других специалистов.

В зависимости от характера предполагаемой основной патологии больного могут направить на МРТ головного мозга, КТ головного мозга, рентгенографию черепа, эхоэнцефалографию, УЗДГ сосудов головного мозга и другие исследования.

Лечение расстройства стереотипных движений

Лечение данного расстройства комплексное, включает в себя воздействие на окружающую среду, мероприятия по снижению уровня стресса и обучение новому поведению. Можно выделить два вида воздействий на окружающую среду: направленные на повышение комфортности среды и на обеспечение безопасности пациента, страдающего расстройством стереотипных движений.

Более комфортная внешняя среда может быть создана путем подбора правильного освещения, организации удобного спального места, места для приема пищи и игрового пространства. К числу мер по обеспечению безопасности относятся приспособления для защиты от повреждений (например, специальный шлем, предохраняющий голову во время ударов), мягкие покрытия и т. д.

Для устранения стрессов используют техники релаксации. Родителей и других лиц, контактирующих с больным с расстройством стереотипных движений, обучают поведению, которое способствует снижению физического, психологического и эмоционального напряжения у пациентов.

Проводят специальные тренинги для формирования новых поведенческих навыков, следя за тем, чтобы обучение не вызвало выраженного сопротивления и не спровоцировало избегающее поведение, поскольку излишнее давление на ребенка с расстройством стереотипных движений может стать причиной фиксации и усиления стереотипий.

В ходе тренингов используют положительное подкрепление и специально разработанные техники переключения внимания.

https://www.youtube.com/watch?v=hK-haou0d0Y

Для устранения или уменьшения интенсивности стереотипных движений детские психиатры нередко используют лекарственные препараты. Согласно данным американских специалистов, у 40% детей с расстройствами стереотипных движений удается добиться улучшения при применении антидепрессантов.

Описаны также успешные случаи лечения с использованием солей лития, нейролептиков и препаратов для коррекции нарушений внимания (метилфенидата, атомоксетина). При необходимости осуществляют лечение основной патологии. Прогноз определяется тяжестью стереотипий и причиной их развития.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/stereotypic-movement-disorder

Стереотипия у детей — что это такое, как проявляется

Стереотипия у детей — что это такое, как проявляется

Стереотипии это однообразные бессмысленные (по оценке окружающих) и повторяющиеся формы поведения или деятельности. Ими могут быть жесты, позы, движения, может быть речевая стереотипия, когда часто повторяются определенные обороты речи, слова, фразы. Чаще всего, наличие стереотипий беспокоит родителей. Потому что обычно свидетельствуют о различных нарушениях развития.

Лечение назначает только врач после тщательного обследования. Чтобы отличить стереотипию от других форм поведения, нужно обратить внимание на два фактора:

  1. Количество повторений – стереотипии много раз повторяются с различной периодичностью.
  2. Действия не несут смысловой, очевидной для окружающих и им понятной, смысловой нагрузки, лишены какой-либо функциональности. Хотя для ребенка являются необходимым «ритуалом».

Стереотипии обычно мешают нормальному развитию ребёнка и его успешной социальной адаптации.

Стереотипия – норма или патология?

Обычно стереотипии служат одним из способов борьбы со стрессом или тревогой. На начальных этапах развития (примерно лет до 4-5) дети могут сосать палец, например, некоторые делают это исключительно перед сном. Немало взрослых людей, которые во время волнения начинают грызть ноги, дергать ногой, чесать ладони или ходить из стороны в сторон.

Кто-то накручивает прядь волос на палец, теребит пальцы, это становится просто безобидной привычкой.

В раннем детстве при переживаниях ребенок совершал стереотипные действия, чтобы успокоиться, например.

Став взрослым, стал это делать механически, не осознавая, отвлекаясь от окружающей действительности при этом. Сам ритуал уже при этом теряет первоначальный смысл. Лечение при этом не требуется.

Эти действия будут иметь патологичную природу и требовать не столько лечения, сколько коррекции, если мешают нормальному общению и развитию. Патологичной стереотипия будет, если ребенку диагностируют какое-либо заболевание, возникшее в результате органического поражений центральной нервной системы. Также стереотипии частые спутники при психической болезни или расстройстве, неврозе.

Нередко они проявляются у аутистов. Если вмешаться в стереотипные движения или поведение, ребенок с различными нарушениями развития обычно проявляет агрессию, сопротивляется или плачет. Порой как будто полностью сосредотачивается только на стереотипных действиях.

Болезненно реагирует на попытки отвлечь его либо просто игнорирует, а когда его оставляешь в покое, возвращается к привычному ритуалу стереотипии.

Характер течения, интенсивность и продолжительность зависят от основного заболевания, также и лечение будет зависеть от характера болезни.

При патологичных стереотипиях люди не отвлекаются на другие действия, когда окружающие обращают на них (стереотипии) внимание. То есть, если, например, здоровому человеку сказать «ты зачем стучишь ногой?», он перестанет это делать. «Включится» произвольность психической деятельности и человек перестанет стучать ногой. При болезненных состояниях это часто бесполезно.

Виды стереотипий

Есть очень большое количество стереотипий. Это могут быть не только движения различными частями тела, но и своеобразные ритуальные действия. В своей книге об аутизме и способах коррекционной работы с детьми-аутистами, С.С. Морозова выделяет следующие виды стереотипий (они могут быть присущи не только детям со сложными формами аутизма):

  1. Двигательные – прыжки, раскачивание тела, ходьба на носочках, привычка теребить пальцы (порой дети до крови терзают свои пальцы, царапая их ногтями), строят гримасы, вытягивают губы «трубочкой». Двигательные стереотипии могут наблюдаться в клинике обсессивно-компульсивного синдрома (навязчивость мыслей и действий), компульсивное расстройство тоже в списке явных признаков имеет стереотипии, трактуется как синдром навязчивых движений. Лечить при этом прежде всего будут основное заболевание.
  2. Двигательно-сенсорные – дети стучат по различным поверхностям разными предметами или просто руками, постукивают пальцами, кружатся вокруг своей оси, надавливают на глаза, смотрят на свет сквозь пальцы, щурят глаза.
  3. Действия с отдельными частями предметов или с игрушками – пересыпание песка из одной емкости в другую, переливание воды, манипуляции с колесами игрушечных машин – откручивание\закручивание.
  4. Эмоционально-аффективные – ребенок проявляет аффективные реакции при выполнении им определенных действий или при выполнении определенных действий со стороны взрослых (может быть небрезглив в еде, например, поднимать с пола и есть, специально вызывая гневную реакцию у взрослых).
  5. Речевые стереотипии – бессмысленный повтор одних и тех же слов, фраз, звуков. Речевая стереотипия может наблюдаться при шизофрении, аутизме и других заболеваниях, а также при нарушениях развития мышления. Дети при этом могут повторять чужую речь. Задав им вопрос в ответ можно получить только повтор вопроса (эхолалии). Стереотипии наблюдаются и при других речевых нарушениях.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Как вылечиться от ажитации, ажитированной депрессии?

Некоторые авторы описывают и стереотипии мышления – навязчивые возвращения к одним и тем же мыслям, отличие от собственно навязчивости в полном смысле слова заключается в механистичности процесса, без внутренней борьбы и отсутствия эмоционально-травмирующей ситуации. Вообще, стереотипии как раз и отличаются, прежде всего, механистичностью, понижением уровня внимания. Стереотипные действия совершаются без предварительного планирования и осознания.

Различают также стереотипные ритуалы или привычки – ребенку нужно, чтобы все двери были закрыты, он хочет пить только из определенной кружки или есть из одной тарелки, часто дети-аутисты хотят видеть мать только в одном и том же халате, к примеру. С трудом привыкают к новой одежде. Их проявлением могут являться и определенные занятия – чтение книг исключительно на одну тематику, игры за компьютером только одной направленности.

Методы коррекции стереотипий у детей

С.С. Морозова предлагает следующие способы коррекции:

  • Переключение. Стереотипные действия «переключают» на другие действия. Но только на те, которые нравятся ребенку или хотя бы не вызывают в нем негативных эмоций. Например, если ребенок начал раскачиваться, его осторожно останавливают и предлагают вместо этого поиграть в то, что ему нравится (покатать машинки или собрать пазл). Если у ребенка двигательные стереотипии к примеру, он бессмысленно, но непрестанно теребит пальцы вместо того, чтобы заниматься на уроке, ему можно предложить положить руки на стол, если он не реагирует на слова, то нужно подойти и помочь ему это сделать.
  • Замещение. В ходе него ребенку одной стереотипией замещают другую, но более социально-приемлемой и не такой бессмысленной. Например, если ребенок раскачивается на месте, у него проявляется синдром навязчивых движений, то можно отвести его покачаться на качелях. Однообразные прыжки двигательных стереотипий можно подменить прыжками на батуте или через скакалку. Одну стереотипию можно замещать разными видами деятельности. Они будут ограничены по времени и более подвластны контролю.
  • Трансформация. Это сходно с замещением. По сути это и есть замещение, но только при этом смысл действий меняется. Действия будут более полезными для развития ребенка. Например, если ребенок любит бесцельно манипулировать с мелкими деталями конструктора, его можно научить конструировать целенаправленно – построить дом из конструктора, например.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Как распознать и справиться с психологическим шоком

  • Прерывание. Этот метод более кардинальный. Ребенка лишают возможности совершать стереотипные действия или лишают его ритуалов. Например, если он привык, чтобы все двери были закрытыми, постепенно его приучают к тому, что не все двери в помещении могут быть закрытыми и это нормально. Вначале слегка приоткрывают дверь, а потом доводят до полностью открытой. Если ребенок привык есть из одной тарелки, вначале подбирают похожую на нее, например, но немного отличающуюся, постепенно приучая ребенка к новой посуде.
  • Наработка гибкости. При этом ребенку вводят новые способы стереотипий, которые взаимодействуют со старыми. Постепенно происходит замена. Этот процесс долгий, который должен быть непрерывным, он способствует лечению. Чтобы ребенок постепенно приспосабливался к новым условиям жизни.

По мнению многих специалистов, стереотипия исчезнуть сама собой у детей не может. При этом требуется не только лекарственное лечение, но и помощь психолога, при нарушении речевой сферы занятия с дефектологом и логопедом. Успеха можно достичь только долгой, медленной и тщательной коррекционной работой.

Об этом стоит задуматься родителям, которые надеются, что «само пройдет». Естественно, речь идет о патологических стереотипиях, симптоме болезней. Сами стереотипии не болезни по сути, которые лечат только врачи.

Это поведение или действия, которые чаще всего требует психотерапии и психокоррекции, внимательного отношения родителей и педагогов.

Источник: https://opsihoze.ru/psihicheskie-narusheniya/pochemu-pojavljaetsja-stereotipija-u-detej-i-kak-ee-otlichit-ot-drugih-narushenij.html

Стереотипия

Стереотипия – это однообразное бессмысленное повторение одних и тех же движений, слов или фраз вне смыслового контекста. Состояние стереотипии характерно для некоторых психических и неврологических расстройств. В зависимости от проявления стереотипии бывают моторными (двигательными), речевыми, мимическими, мыслительными. Особенно распространенным явлением является стереотипия движений.

Виды стереотипии

Это состояние характеризуется повторяющимися ритмичными и бесцельными движениями. Часто эти движения причиняют вред самому человеку.

Виды стереотипных движений:

  1. Дрожание рук.
  2. Размахивание руками.
  3. Кусание себя.
  4. Качание телом.
  5. Качание головой.
  6. Щипание кожи.
  7. Битье себя.
  8. Обкусывание ногтей.
  9. Битье головой.

Стереотипия констатируется как расстройство в том случае, когда повторяющиеся движения наблюдаются минимум четыре  недели.

Стереотипная мимика – явление достаточно распространенное. Она представляет собой повторяющиеся мимические движения, не имеющие определенного эмоционального компонента. Наблюдая со стороны, может показаться, что это выхолощенные движения мимики, без всякой коммуникативной функции. При этом сам больной не замечает собственной мимики, а окружающие воспринимают это как «дурные привычки».

Самыми распространенными проявлениями мимики являются:

— приподнимание бровей;

— «наморщивание» переносицы;

— дергание глазом;

— ухмылка;

— «насупливание» бровей.

Многократные непроизвольные повторяемые слова или сочетания слов. При этом слова или выражения повторяются свершено без изменений. Слова и словосочетания употребляются вне контекста и какого-либо смысла.

Это состояние проявляется в отсутствии способности к вариативности мышления. Человек принимает решение в различных ситуациях по общей однообразной схеме. При этом выход из разных ситуаций совершенно одинаков.

Причины стереотипии

Причины стереотипии окончательно не выявлены. Однако принято считать, что стереотипии могут быть вызваны следующими состояниями:

  • умственная отсталость;
  • черепно-мозговые травмы;
  • употребление наркотиков;
  • побочные явления от употребления лекарств;
  • кататония;
  • задержка психического развития;
  • ранний детский аутизм;
  • стрессовые состояния.

Диагностика стереотипии

Если в течение нескольких недель наблюдаются стереотипии в любой форме, то необходимо немедленно обратиться к врачу. Обследование врач начинает с подробного изучения медицинской карты больного.

Это происходит с целью исключения возможных причин стереотипии, таких как черепно-мозговые травмы, употребление лекарств с тяжелым побочным эффектом, наличие серьезного психического заболевания. В данных случаях стереотипия является симптомом или следствием мозговых нарушений.

Если же причин не выявлено, то врач может диагностировать стереотипию как самостоятельное состояние.

Лечение стереотипии

Первоначальной целью лечения является минимализация вреда, который наносит человек самому себе в силу стереотипии. Речь идет как о физической опасности, так и о психической. Для детей с двигательной стереотипией проводится целый ряд мер по созданию безопасной окружающей среды: мягкие игрушки, отсутствие острых углов мебели и т.д.

Взрослым людям рекомендуется ограничить круг социального взаимодействия и пересмотреть условия собственной деятельности.

В дальнейшем необходимо выявить причины появления стереотипии. Чаще всего повторяющиеся движения и слова вызывают стрессовые ситуации. Именно стресс способен запускать движения и изменения в поведении.

Важную роль играет обучение замещающим движениям. Так например, людей со стереотипиями учат пользоваться антистрессовыми предметами: сжимать скрепку в руках, держать руки в карманах и т.д.

Полезно применять техники релаксации и учить людей использовать их самостоятельно в различных ситуациях.

В некоторых случаях назначаются антидепрессанты:

  • селективные ингибиторы обратного захвата серотонина: Прозак, Золофт, Лувокс;
  • трицикличный антидепрессант: Анафранил.

Перспективы лечения стереотипии зависят от причин и глубины заболевания. Обычно стереотипии, вызванные употреблением наркотических или лекарственных средств прекращаются вместе с прекращением употребления препаратов их вызывающих.  В других случаях лечение может быть длительным и не всегда эффективным.

Важно помнить, что лечить стереотипии может только квалифицированный врач. По этой причине ни в коем случае не занимайтесь самолечением. Доверьте свое здоровье специалистам.

Источник: https://www.psyportal.net/134697/stereotipiya/

Стереотипия у детей: симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения

Стереотипия у детей: симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения

Физиологические. Появляется стереотипия обычно в детстве в виде приступов. Появление приступов возможно при проявлении тревоги, страхов, возбуждения.

 У совсем маленьких детей появление стереотипии как один из этапов в процессе развития контроля движений, а также для самоуспокоения и снятия напряжения и тревожности при эмоциональном стрессе, при тревоге, от недостатка внимания.

У взрослого здорового человека  такие проявления наблюдаются  при повышенном эмоциональном состоянии, например, стресс.

Патологические. Вызваны расстройствами психики, неврологии, при отклонениях в работе ЦНС, при аутистических расстройствах. Такие болезни могут привести к стереотипии:

  • аутизм (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера)         
  • синдром Ретта        
  • шизофрения        
  • синдром Туретта         
  • умственная отсталость         
  • врожденная слепота и глухота         
  • нейроакантоцитоз         
  • синдром Леша—Найхана        
  • обсессивно-компульсивный синдром        
  • минимальная мозговая дисфункция (ММД)

Симптомы

Стереотипии у здорового взрослого человека будут выражаться в перебирании пальцев, человек может постоянно скрещивать ноги, или наоборот разводить, почесывать ухо, губы прикусывать или облизывать.

 Это состояние у ребенка проявляется в покачивании на месте, сосании пальцев, поворачиванием в разные стороны головы, также ребенок может биться головой о твердую поверхность, волосы закручивать или выдергивать, обкусывать ногти.

В основном это навязчивое состояние проходит к 4-7 годам у большего количества детей, но возможно возникновения стереотипии и в более старшем возрасте.

При патологиях движения имеют более однообразные, ритмичные и стойкие. Это совокупность симптомов, которые выливаются в отдельный синдром, имеющий различные причины. В основном это небольшое количество повторяющихся движений, бывает даже одно, которые усиливаются при стрессовом состояний или могут развиваться в дальнейшем в состояний спокойствия.

Диагностика стереотипии  у ребенка

Посещение детского невропатолога и психолога. Собирается анамнез заболевания и проявление жалоб.

Осложнения

Стереотипия – это состояние, которое спровоцировано рядом болезней. В зависимости от этиологии болезни, на фоне которой появились стереотипии, могут появиться осложнения.

Лечение

При проявлениях стереотипии, обратитесь за консультацией к детскому невропатологу или психологу для назначения лечения. Старайтесь больше проявлять внимания ребенку.

Что сделает врач

От того как будет проходить лечение, все зависит от основного заболевания. Если это патологическая форма стереотипии, то важное значение придаётся психологической и педагогической коррекции, направленных вырабатывание навыков общения, самоконтроля, обучения. Какие либо лекарственные препараты назначаются врачом, то определенным признакам, которые мешают повседневной активности, обучаться.

Назначение седативных препаратов, нейролептиков. Немаловажным значением при лечении имеют сопутствующие симптомы, нарушение внимания, присутствие гиперактивности, при которых назначают нооттропные средства, легкие психостимуляторы, а также антидепрессанты. Здоровому человеку при проявлениях стереотипии для того, чтобы определить, точен ли диагноз стоит обратиться к невропатологу и психологу.

Профилактика

Избегание по возможности стрессовых состояний, соблюдение здорового образа жизни.

Статьи на тему

Показать всё

Пользователи пишут на эту тему:

Показать всё

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании стереотипия у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как стереотипия у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга стереотипия у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить стереотипия у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания стереотипия у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание стереотипия у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Источник: https://DetStrana.ru/service/disease/children/stereotipiya/

Полон жизни
Добавить комментарий